Шаблон отчета по работе с клиентом в помощь консультанту и психотерапевту (Статья)

Недавно написала для работы в Психологической Студии PersonaGrata шаблон отчета по клиенту. При помощи этого шаблона можно легко структурировать свои размышления о текущей или завершенной работе с клиентом. Шаблон поможет представить случай на супервизию или интервизию, да и просто поддержит терапевта в размышлениях о клиенте. Если терапевт ведет записи (а он должен их вести) то шаблон может быть использован в качестве основы. Поскольку меня читает много студентов гештальт-институтов, подумала, что текст может быть полезным и здесь. Шаблон написан в шуточной форме: не по причине неуважения к человеческому страданию, а лишь для смягчения канцелярского стиля.

Позитивная психотерапия в Украине
Инфо: ФИО, возраст, семейный и социальный статус, особая информация (трансгендер, экспат, космонавт на пенсии, беженец, инопланетянин, бывший заключенный, киллер в отставке, имеет психиатрический (соматический) диагноз: какой, история течения заболевания, наблюдается ли… ), которая может быть важна.

Предистория и История: что исторически привело к вам клиента? Все было хорошо и вдруг стала мучать бессонница. Или всегда все было плохо, и друг посоветовал обратиться. Или упал, проснулся, гипс, решил наконец разобраться с выпадениями в памяти и страстью курить стебельки араукарии (как покурит араукарию, так выпадения в памяти и находит себя потом в неблаговидном виде: надоело!)

Жалоба: с чем конкретно пришел клиент. Хочет поменять планету, пол, возраст, переедает сладких кораллов, (бросить курить араукарию). Растерян, не знает, с чего начать. Депрессия из-за того, что на нашей планете не растут сладкие кораллы. Травма потери любимого Снусмумрика. Одиночество: здесь не с кем обсудить вопросы, волнующие инопланетян. Хочется подготовиться к переселению на Плутон, это тревожно, и ПТСР после предыдущего переселения с планеты Плюк не дает покоя: плохой сон, нет аппетита, даже не хочется сладких кораллов (…)

Запрос: С чем конкретно договорились работать? С исследованием происхождения желания сменить возраст (очевидно, вы обсудили с клиентом, что сия потребность первичной быть не может); с наращиванием осознавания истинных потребностей; с поиском ресурсов поддержки; с вопросом «какую потребность я заедаю кораллами и закуриваю араукарией?»; с последствиями травмы переселения с Плюка?…

Процессанализ: С чего начали, к чему, как и через что пришли? Исследовали желание сменить возраст (курить араукарию, есть кораллы), обнаружили под ним тревогу. Исследовали ее, обнаружили недовольство собой. Исследовали недовольство, обнаружили нарциссическую травму. Вспомнили, как мама кормила младшего брата сладкими кораллами, и приговаривала: «А тебе, Валпродж, не положено, у тебя хоботок до сих пор не посинел, а ведь тебе уже одиннадцать!». (…) Проработали нарциссическую травму, вернулись назад, обнаружили, что возраст сменить все еще хочется, однако, мотивировка изменилась: чтобы снова стать пятилетним, радостно отбирать у младшего брата сладкие кораллы и не париться. Или: передумали менять возраст, осознали острое желание сменить планету и на этом успокоиться на время. (…) Работали с жалобой «хочу сменить возраст». Сформировали запрос «понять, как возникла такая потребность». Работали со слиянем (не знаю, почему, но хочу) и интроекцией (молодым всегда быть лучше!). И со слиянием с интроектом (Да, я уверен, что молодым быть лучше, а чо?). Работали с телом (что я чувствую, когда говорю, что хочу сменить возраст, др), с (не)доверием терапевту (Все терапевты работают за деньги, а так — им на нас наплевать), вышли на недоверие и обслуживающее его дистанцирование. Изучали способы дистанцирования клиента при помощи обесценивания и негативного проецирования. Когда клент-терапевтический контакт наладился, стало возможно вспомнить раннюю травму. Переживали травму, ассимилировали полученный опыт. (…) Затем смотрели, что стоит за желанием сменить возраст. Оказалось, там фантазия «все исправить», «получить хорошую маму».

(…) Горевали 4 сессии про то, что хорошей мамы не будет. Принимали свои ограничения, дефекты, неидеальности. Терапевт признался, что тоже от этого страдает, что еще укрепило отношения. Неожиданно осознали, что сменить возраст больше не хочется. Хочется на Венеру, там живут младший брат с семьей (да, клиент простил братика). Захотелось осесть, разбить коралловую плантацию на Венере. Завести козу, назвать ее Снусмумрик, в честь вомбата, который был у клиента в детстве.

Завершение терапии: что клиент сказал о том, как изменилась его жизнь. Что сказали тесты. Например, сам он говорит, что стал лучше спать, появился аппетит, вернулась привязанность к родным. Забыта идея сменить возраст. Появились другие желания. (…) Что говорят тесты: депрессия уменьшилась на 38% (опросник Пупкинда), тревога на 60% (опросник Васькинда). Тест на созависимость Сигитовой-Гавердовской: показатель ниже на 20%. Принято решение о перерыве в терапии до возникновения такой потребности. Назначена контрольная встреча через год с контрольным тестированием по указанным тестам.

Терапевтический рост: Какие конкретно запросы в супервизии возникали чаще всего с этим клиентом? Чему терапевт научился в процессе этой терапии? Какие зоны роста в себе обнаружил?

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *